• главная
  • контакты
  • карта сайта

Наполняя светом...

Главная > Юридическим лицам > Разъяснения на типовые вопросы потребителей

Разъяснения на типовые вопросы потребителей

Архив

При рассмотрении перечисленных вопросов использовались следующие нормативно-правовые документы, применяемые при осуществлении расчетов с потребителями за потребленную электроэнергию:

  • Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 36-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26.02.2004 № 109 с «Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики от 31.08.2006 № 530;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» от 27 декабря 2010 г. N 1172;

1. На основании каких нормативных документов производятся расчеты по нерегулируемой цене?

  • Ст.6, 7 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 36-ФЗ;
  • ст. 40 ФЗ «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ;
  • п.4, Раздел VII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530.

2. Порядок определения и применения нерегулируемой цены?

Нерегулируемая цена на розничном рынке электрической энергии определяется гарантирующим поставщиком в рамках предельных уровней, рассчитываемых в соответствии с п.108.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Положениями).

АО «ТОСК» рассчитывает предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию и (или) мощность на основании определяемой ОАО «АТС» конкретно для АО «ТОСК» средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию и (или) мощность за соответствующий расчетный период.

Информация о ценах по категориям потребителей и уровням напряжения размещается на официальном сайте АО «ТОСК» в разделе «Розничный рынок».

В 2011 году предельные уровни нерегулируемых цен рассчитываются Гарантирующим поставщиком одновременно в следующих вариантах:

  • одноставочный предельный уровень нерегулируемых цен, дифференцированный по числу часов использования мощности;
  • одноставочный предельный уровень нерегулируемых цен, дифференцированный по зонам суток;
  • двухставочный предельный уровень нерегулируемых цен, в том числе предельный уровень нерегулируемых цен для покупателей, осуществляющих почасовое планирование и учет.

Алгоритм расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в 2011 г.

1. Для одноставочных потребителей

Нерегулируемая цена на электрическую энергию Цэ рассчитывается по формуле:

Цэ = Цсв + Тусл + Тцфр,

где Цсв - средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для потребителей, осуществляющих расчеты по одноставочному тарифу, дифференцированному по ЧЧМ, рассчитываемая и публикуемая ОАО «АТС»;

Тусл – величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования;

Тцфр – плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

2. Для зонных потребителей

Нерегулируемые цены на электрическую энергию, дифференцированные по зонам суток, рассчитываются по формулам:

ночная зона: Цэ/ночь = Цсв + Тусл + Тцфр,

полупиковая зона: Цэ/полупик = Цсв + Тусл + Тцфр,

пиковая зона: Цэ/пик = Цсв + Тусл + Тцфр,

где Цсв – средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для потребителей, осуществляющих расчеты по одноставочному тарифу, дифференцированному по зонам суток, рассчитываемая и публикуемая ОАО «АТС»;

Тусл – величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования;

Тцфр – плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

3. Для двухставочных потребителей

Нерегулируемая цена на электрическую энергию Цэ и нерегулируемая цена на электрическую мощность Цм рассчитываются по формулам:

  • Цэ = Цсвэ + Тусл + Тцфр,

где Цсвэ – средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке для потребителей, осуществляющих расчеты по двухставочному тарифу, рассчитываемая и публикуемая ОАО «АТС;

Тусл – величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования;

Тцфр – плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

  • Цм = Цсвм + Ттрм,

где Цсвм – средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую мощность на оптовом рынке для потребителей, осуществляющих расчеты по двухставочному тарифу, рассчитываемая и публикуемая ОАО «АТС;

Ттрм – ставка на содержание сетей в составе двухставочного тарифа на услуги по передаче на территории, дифференцируется по уровням напряжения.

3. Сроки оплаты потребленной электрической энергии?

Срок и порядок оплаты потребленной электрической энергии установлен п. 70 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530.

В частности, согласно п. 70 Положений, «если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) оплачивают электрическую энергию (мощность) за потребленный объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:

30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца;

фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше договорного объема, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.

Под расчетным периодом для расчета потребителей с поставщиками понимается один календарный месяц».

4. В каких случаях вводится режим ограничения потребления электрической энергии и кто обязан уведомить потребителя о вводе режима ограничения?

В соответствии с п. 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 (далее по тексту Положения), ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

Порядок ограничения по данному основанию регламентируется п. 175, в отношении потребителей, указанных в п.168 Положений, установлен специальный порядок введения ограничения, предусмотренный п. 177 Положений.
Уведомление потребителей о введении ограничения по данному основанию осуществляется лицом, перед которым не исполнено соответствующее обязательство (п.171, п.175, п.177 Положений).

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

Порядок ограничения по данному основанию регламентируется п. 169, п.163, п.171, п.172, 177 Положений.
Потребитель уведомляет соответствующие организации о расторжении договора согласно способу уведомления, который предусмотрен договором (на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю.

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

Порядок ограничения по данному основанию регламентируется п. 175, в отношении потребителей, указанных в п.168 Положений, установлен специальный порядок введения ограничения, предусмотренный п. 177 Положений.
Уведомление потребителей о введении ограничения в случае выявления фактов бездоговорного потребления осуществляется сетевой организацией (п.151, п.174 Положений), при выявлении фактов безучетного потребления – гарантирующим поставщиком (п.151 Положений).

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

Ограничение по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е» п.161 Положений, осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики. При чрезвычайных ситуациях допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (п. 182 Положений).

ж) наличие обращения потребителя.

5. Критерии отнесения потребителей к потребителям с присоединенной мощностью свыше 750 кВА?

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, присоединенная мощность – это совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредовано) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах.

Присоединенная мощность определяется договором о технологическом присоединении и фиксируется в договоре энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии (мощности), заключенным с потребителем.

Согласно примерной форме Договора АО «ТОСК» обязуется поставлять электрическую энергию (мощность) потребителю в объеме и порядке, установленными настоящим Договором. Согласно той же формы Договора технические характеристики электроустановок потребителя и сведения о средствах измерений электрической энергии (мощности) приведены в Приложении к Договору (Приложение «Сведения о присоединенной (трансформаторной) мощности, максимальной мощности электроприемников и числу часов их работы в сутки» - далее по тексту Приложение), которое является неотъемлемой частью указанного выше Договора. В Приложении двумя сторонами согласовывается присоединенная мощность потребителя.

В силу п. 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 для целей определения присоединенной мощности энергопринимающего оборудования используется присоединенная мощность энергопринимающего оборудования, находящегося в единых границах балансовой принадлежности.

Возможен вариант, когда Приложение составляется по нескольким объектам с присоединенной мощностью ниже 750 кВА, расположенным по разным адресам. В данном случае потребителя можно отнести к категории с присоединенной мощностью свыше 750 кВА при условии, если все объекты потребителя по договору находятся в единых границах балансовой принадлежности сетевой организации и в совокупности их присоединенная мощность превышает 750 кВА.

Таким образом, критерием определения величины присоединенной мощности энергопринимающего оборудования является его нахождение в единых границах балансовой принадлежности.

6. Как потребители могут использовать рыночные цены для снижения расходов на электроэнергию?

С 01 января 2012 года расчет предельного уровня нерегулируемых цен на розничных рынках будет осуществляться гарантирующим поставщиком по следующим 6-ти ценовым категориям:

первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;

вторая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;

третья ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляется почасовой учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в одноставочном выражении;

четвертая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляется почасовой учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в двухставочном выражении;

пятая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляются почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в одноставочном выражении;

шестая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляются почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в двухставочном выражении.

Напоминаем, что п. 108.2 Основных положений предоставляет Потребителю возможность выбора при осуществлении расчетов в 2012году наиболее отвечающей его интересам ценовой категории.

Для того, чтобы воспользоваться правом выбора любой ценовой категории, потребитель обязан иметь почасовые приборы учета. Использование при расчетах ценовой категории, предусматривающей почасовой учет электроэнергии, при правильном почасовом планировании ее потребления, позволит Потребителю оптимизировать соответствующие расходы на электроэнергию.

Потребитель, установивший зонные приборы учета, имеет право выбрать для расчетов 1-ю либо 2-ю ценовую категории. В данной связи, осуществление расчетов по второй ценовой категории предоставит потребителю возможность осуществлять рациональное потребление электроэнергии с использованием зонных счетчиков, поскольку рыночные цены существенно отличаются в зависимости от времени суток.

Остальные потребители, не имеющие ни почасовых, ни зонных счетчиков, смогут рассчитываться за электроэнергию только по первой категории, в целом за месяц по одноставочному тарифу, дифференцированному по числу часов использования мощности.

Новости